Karen Nalbandyan (irukan) wrote,
Karen Nalbandyan
irukan

О Дамблдоре и Гриндевальде

1.

Старый известный факт: Артур Конан Дойл терпеть не мог Шерлока Холмса:
Во многих из почти двух десятков биографий Конан Дойла исследователи утверждают, что сэр Артур изрядно недолюбливал своего героя.
Писатель Джеймс Вуд даже издал в 1975 году книжку, озаглавленную «Человек, который ненавидел Шерлока Холмса».
Холмс, говорят биографы, был изобретен Конан Дойлом для того, чтобы заработать немного денег, в ту пору, когда медицинская практика оказывалась неспособна прокормить молодого врача и его семью. Впоследствии, крепко став на ноги, он захотел посвятить свой талант куда боле серьезным – по его глубокому убеждению – жанрам, таким как исторический роман или роман нравов. Однако «демон с Бейкер-стрит» не отпускал его, издатели требовали новых рассказов, и выказывали гораздо более скромный интерес к его «серьезным» сочинениям.
В более поздние годы Конан Дойл был вынужден изобретать новые приключения Холмса опять же ради денег. Он увлекся спиритуализмом, и его толстые сочинения на эту тему приходилось издавать за собственный счет. Так говорят биографы.


А теперь попробуем перенестись в наше время: бедный автор, неспособный прокормить себя своей профессией, идея главного героя - безумно популярного, чудовищные гонорары. И договор на семь книг. Джоан Роулинг. Почему бы не предположить, что после десятка лет с Гарри Поттером, герои цикла смертельно надоели автору?

Что объясняет и полосу зверских истреблений главных героев в последних книгах цикла.
А так же известное утверждение Роулинг о голубизне Дамблдора. Никак, на мой взгляд, не выводящееся из собственно текста книги.

2.

А что было?
Задумался над этим вопросом после недавнего вопроса andorro:
А как всё-таки Дамблдор смог победить Гриндевальда, если у того была Старшая палочка?
И задумался на тему "А почему против Гриндевальда выставили именно Дамблдора?" По критерию силы? Но обладатель Палочки непобедим по определению - и там не имеет значения, кто твой противник - "против лома нет приёма". А значит надлежало использовать человеческий фактор.

Что мы вообще знаем о Гриндевальде?
Из досье:
Гриндевальд получил образование в Дурмстранге — эта школа славится своей терпимостью в отношении Темных искусств. Он рано проявил блестящие способности, так же как и Дамблдор. Однако вместо того чтобы направить эти способности на получение премий и наград, Геллерт Гриндевальд избрал для себя иные цели. Даже руководство Дурмстранга не могло смотреть сквозь пальцы на его рискованные эксперименты, и в шестнадцать лет Геллерт Гриндевальд был исключен из школы и уехал.
До недавнего времени было известно только, что Гриндевальд «несколько месяцев провел за границей», но теперь мы можем объявить открыто: Геллерт отправился навестить двоюродную бабушку, проживавшую в Годриковой Впадине, и там, как это ни поразительно, у него возникла крепкая дружба не с кем иным, как с Альбусом Дамблдором.
— По-моему, он был чудесным мальчиком, что бы там ни случилось после, — откровенничает Батильда.
Знаем мы ещё, что он наворотил кучу бед - (вплоть до Второй Мировой?) - «Во имя вящего блага». Идеалист. Типа Робеспьера или Ленина - из этих, одинаково беспощадных к себе и другим.


Что при допросе третьей степени, учинённом Вольдемортом, Дамблдора не сдал. А ведь для побеждённого, униженного, после полувека в одиночке - это был великолепный способ отомстить - натравить своего нынешнего мучителя на того, кто запихнул его в эту одиночку. Кто бы не победил - одним врагом меньше - логично? А вместо этого:
Узник улыбнулся. У него почти не осталось зубов.
— Все-таки пришел. Я думал, что ты придешь... когда-нибудь. Зря старался. У меня ее никогда не было.
— Ложь!

Официальная версия от Дамблдора - что " в последние годы в своей одиночной камере в Нурменгарде он выказывал раскаяние. Надеюсь, что это правда. Мне хочется верить, что он почувствовал ужас и постыдность своих деяний. Может быть, эта ложь Волан-де-Морту была попыткой искупления... попыткой помешать Волан-де-Морту завладеть Дарами...".
Версия от Гарри: "И осквернить вашу гробницу?".

Дружба это была - обычная мужская дружба. 1945 год, война - другие люди, другие нравы...

Потому и выставили против Гриндевальда Дамблдора - как единственного человека, которого тот не сможет убить. В истории такое бывало сплошь и рядом - та же история с Чингис-ханом и его другом детства Джамухой:
Противопоставить Чингис-хану можно было лишь законного племенного вождя старой закалки, авторитетного среди воинов, настоящего полководца. И выбор вождей пал на Джамуху. Так историческая необходимость сделала побратимов главами противоборствующих группировок.

(Можейко И. В., "1185 год")
В таком случае становится понятным, почему Дамблдор пять лет всеми способами избегал прямого столкновения с Гриндевальдом, а тот ни разу не покусился на Великобританию.

А дуэль?
"Многие и по сей день считают, что в истории не было дуэли волшебников, способной сравниться с той, что состоялась в 1945 году между Дамблдором и Гриндевальдом. Те, кто был ее свидетелями, описывают ужас и благоговение, которые они испытывали, наблюдая за битвой этих несравненных чародеев".
Много ли труда надо было двум магам такого уровня, чтобы изобразить красивое и эффектное сражение, каскад заклинаний и контрзаклинаний - чтоб всё было как в кино? Дрались бы они всерьёз - всё было бы куда проще и прозаичнее. Ещё одна цитата в тему:
Гили не заметил, кто сделал первое движение. Клинки зазвенели с такой скоростью и страстью, что казалось - кому-то здесь не сносить головы. Но, глядя на лица, Гили не видел ярости - оба противника смотрели друг на друга тепло, так, словно они вместе танцуют. И вдруг он понял: так и есть, каждый позволял противнику довести свой прием почти до конца, каждый хотел скорее подыграть, чем воспользоваться промашкой другого, благородно дарил противнику красивый ход.
Наконец, наступил миг - и мечи, столкнувшись в последний раз, напряженно застыли: Берен дожимал отбитый выпад, Финрод не поддавался. Так прошло несколько мгновений.
- Все, - сказал человек, отнимая свой меч и кланяясь. - Благодарю тебя, Король. Видел? - повернулся он к Гили.
- Ага, - восхищенно выдохнул оруженосец.
- Так вот, сам так не делай.
Гили удивился.
- Бейся мы по-настоящему, - объяснил Берен. - Кто-то из нас ударил бы другого ногой в пах или головой в лицо, или локтем в зубы.

(О. Чигиринская "ПО ТУ СТОРОНУ РАССВЕТА")
Последний парад. Гриндевальд понимает, что друг - тот, с кем они и разрабатывали это всеобщее счастье - за ним не пойдёт - а значит - на чёрта оно такое нужно? И понимает, что за все его художества корячится ему в лучшем случаае вышак. А в худшем - пожизненное. А жизнь у волшебников долгая.
И хочет напоследок показать себя.

Чем-то напомнило мне тот рассказик из "Марсианских хроник" Брэдбери - "И ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛУЧАМИ СЕРЕБРИТ ПРОСТОР ЛУНА...".
Tags: Книги
Subscribe

  • Это эпидемия?

    Зима 1995 года. В армянском парламенте обсуждается проблема гриппа. Вызывают главного инфекциониста страны. Идут слушания, инфекционист чего-то…

  • Изо всех искусств...

    Год 1995-1996. Ереван. Министр внутренних дел - детский писатель. Пописывают и министр обороны и министр национальной безопасности. Итак, скромный…

  • Заученная беспомощность, или Сказ о запретном городе

    Парламент Армении. В прошлом - ЦК. Три корпуса. Длины чудовищной, что с фасада никак не заметно. Вокруг - ухоженный парк по типу французского -…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments