Karen Nalbandyan (irukan) wrote,
Karen Nalbandyan
irukan

Categories:

Сленг участников интеллектуальных игр

Тут обнаружилось, что статью "Сленг участников интеллектуальных игр" вознамылились с Википедии удалять.
А поскольку с них станется, а статью писали знатоки со всего мира, сохраню-ка я её к себе в журнал. На всякий противопожарный.

Содержание
1 Общеупотребительные термины
2 Региональный сленг
2.1 Россия
2.1.1 Екатеринбург
2.1.2 Ижевск
2.1.3 Москва
2.1.4 Новосибирск
2.1.5 Пермь
2.1.6 Ростов-на-Дону
2.1.7 Самара
2.1.8 Санкт-Петербург
2.1.9 Саратов
2.2 Калининград
2.3 Латвия
2.4 Израиль
2.5 Западная Украина
2.6 Армения
2.7 Эстония


Общеупотребительные термины

  • Альберих — апостериорный критерий качества вопроса: вопрос тем лучше, чем более высокие места заняли ответившие на него команды. Предложен Б. Бурдой. Происходит от имени героя «Золота Рейна».

  • Апель — апелляция.

  • База — база данных отыгранных вопросов; вопрос из базы — то же, что свечка.

  • Баклан —

  • невзятый вопрос, правильная версия ответа на который лежала на столе во время обсуждения

  • игрок, не взявший вопрос, который должен был взять, ибо недавно читал (слышал, видел, сам писал такой вопрос)

  • Фёдор Двинятин (в Санкт-Петербурге)

  • Павел Малышев (в Москве)

  • Барсик — очень хороший кнопочник (этимология восходит к кличке кота кнопочника команды «Китай-город»).

  • Баян (тж. боян) — «свеченный», «заигранный» вопрос. Либо вопрос, составленный на базе факта, неоднократно обыгранного в других вопросах. То же, что и свечка.

  • Безенчук — человек, пишущий слишком сложные вопросы (см. гроб). Образовано от фамилии персонажа романа «Двенадцать стульев», владевшего конторой по изготовлению гробов.

  • Берёзовое сечение — приз за самый красивый неправильный ответ.

  • Бескрылка — разновидность интеллектуальной игры, стихотворная загадка.

  • Блиц — три вопроса по 20 секунд обсуждения каждый. Очко даётся только в случае верного ответа на все три вопроса.

  • Брейн —

  • «Брейн-ринг».

  • Вопрос, слишком простой для ЧГК.

  • Вопрос «Своей Игры», который берется не столько знанием сколько логикой.

  • Брать вопрос — правильно отвечать на него.

  • Валенок — очень простой вопрос, для взятия которого главное — не начинать искать подвох.

  • Взять от балды — прийти к верному ответу посредством абсолютно неверных рассуждений или «методом тыка».

  • Внешний пакет — пакет вопросов, заказанный стороннему редактору (в отличие от системы гран-при, когда вопросы готовят сами команды).

  • Вопросник — человек, профессионально делающий вопросы для ЧГК и «Брейн-ринга».

  • Выиграть кнопку —

  • То же, что обжать.

  • Опередить другого в любом действии, например, первым занять место в зале.

  • Гон — период времени (в ходе турнира и сразу после него или в перерыве между турами), когда знаток неадекватно реагирует на внешние раздражители, порет чушь и отрицает очевидные вещи. По Б. Бурде, «знаток в период гона похож на человека только внешне».

  • Гран-при — система проведения турнира, при которой команды готовят и проводят туры по очереди.

  • Гроб — очень тяжёлый вопрос. Обычно используется для обозначения вопроса, ответ на который не нашла ни одна из присутствующих в зале команд. Нередки вопросы с ответом «гроб», в этом случае обычно в тексте делается намёк на их сложность.

  • Дабл-клик — Двойной щелчок. Одновременное озарение у двух (иногда более) членов команды при чтении вопроса. Часто считается признаком правильности версии. Часто ошибочно.

  • Давить, топтать (версию) — априорно постулировать неверность определённой версии (как правило, чужой), оказывая психологический прессинг на команду.

  • Дежурная команда — команда, проводящая очередной тур гран-при (турнира, где вопросы предоставляют сами участвующие команды).

  • Держать форму (вопроса) — запоминать (записывать) формулировку собственно вопроса.

  • Детский брейн (бессмысленный и беспощадный) — наилегчайший вопрос. То, что легче даже детского вопроса или брейна.

  • Детский вопрос — лёгкий вопрос, как для детского турнира по ЧГК. Обычно используется для обозначения вопроса, ответ на который нашли все присутствующие в зале команды.

  • Дисквал — дисквалификация; в Брейн-ринге существовало правило, по которому дисквалифицировались обе команды, если ни одна из них не ответила на 3 вопроса подряд. В настоящее время данное правило используется только в Армении.

  • Дуаль —

  • ответ на вопрос, альтернативный авторскому, однако полностью соответствующий тексту вопроса (или степень соответствия не ниже, чем у авторского ответа). Пример: «Этого русского поэта, друга декабристов, чьи стихи мы изучали в школе, звали Александром Сергеевичем. Назовите его фамилию» — авторский ответ — «Пушкин», дуальный ответ — «Грибоедов».

  • вопрос, на который, кроме авторского, существует и другой правильный ответ.

  • Дубовая аллея — команды, замыкающие список (мирового рейтинга, больших синхронов и др.)

  • Дуплет — двa вопроса по 30 секунд обсуждения каждый. Очко даётся только в случае верного ответа на оба вопроса.

  • "Жать на «Время»" — в «Брейн-ринге» жать на кнопку по сигналу «Время». 1. В случае, если у команды есть ответ ещё до конца зачтения вопроса 2. В случае, если команда рассчитывает найти ответ в секунды после нажатия (обычно при критическом счёте).

  • Жеребить — проводить жеребьёвку.

  • Завал, завалить, затоптать версию, забакланить — выбрать неправильную версию при имевшейся на столе верной.

  • Закоротить вопрос — вставить слишком простую подсказку, по которой вопрос берется без использования остальных фактов.

  • Замена — тип вопроса, в котором некоторые ключевые слова заменены на другие (обычно согласно некоторой логике). Она же: подляна, подстава.

  • Знатокешник — сообщество знатоков.

  • Знаточьё поганое (ЗП) — ироническое название интеллектуального сообщества. Часто используется также для обозначения апеллянтов.

  • ИГП, интернет — очень сложный многоходовый вопрос (От Интернет Гран-При, в котором нет минутного лимита на обсуждение).

  • Игра в дырки — игра на слишком легком пакете вопросов, когда неправильный ответ на один вопрос потом чрезвычайно трудно компенсировать и догнать конкурентов. Термин предложен Д. Лурье.

  • Игра с накоплением — в «Брейн-ринге» игра, при которой в случае если ни одна из команд не отвечает на вопрос, на следующем вопросе разыгрывается два очка.

  • Играть на хлопки — играть в «Брейн-ринг» либо «Свою игру» без кнопки (1), обозначая готовность ответить при помощи хлопка в ладоши.

  • Игровые центры — города, серьёзно влияющие на жизнь тусовки, где существует большое количество команд ЧГК, среди которых обязательно должны быть команды экстра-класса.

  • Инсайт — интеллектуально-интуитивное озарение.

  • Интуит — игрок с хорошо развитой интуицией.

  • Канделябр — плохой вопрос, а также система общественной оценки вопросов самими игроками.

  • Карантин (вопрос в карантине) — период после турнира, в течение которого запрещена публикация вопросов в открытых источниках, так как они будут отыгрываться на других турнирах.

  • Карманец — вопрос, для взятия которого необходимо знакомство с фактами биографии автора вопроса, заведомо неизвестными большинству игроков. Этимология восходит к вопросу Бильбо Бэггинса (Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит»).

  • Качать версию — целенаправленно обсуждать одну из версий.

  • Кнопка —

  • 1. Электронная система с двумя кнопками для игры в «Брейн-ринг».

  • 2. Лёгкий вопрос, как на «Брейн-ринге».

  • Кнопочник —

  • в «Брейн-ринге» игрок, жмущий на кнопку для подачи сигнала о готовности команды к ответу.

  • в «Брейн-ринге» и «Своей игре» игрок, быстро жмущий на кнопку (см. обжать).

  • (перен.) человек, опередивший другого в конкретной ситуации.

  • Козлодром — телевизионный брейн-ринг и съемки этого брейн-ринга (по фамилии ведущего — А. Козлова).

  • Коломна — вопрос, не позволяющий без специального знания выбрать правильный ответ из нескольких равнозначных вариантов, часто — синоним угадайки. Слово образовано от названия санкт-петербуржского клуба «Коломна». Производные слова: коломноватый вопрос, коломноватость.

  • Колоть (вопрос) — то же, что светить.

  • «Команда проникла в суть вопроса» — стандартная формулировка апелляций на зачёт ответа у знатоков при отсутствии весомых аргументов, особенно при неудержании формы вопроса.

  • Контакт (произносится, перебивая говорящего) — я понял, что ты имеешь в виду, не продолжай.

  • Космонавты — плохие, неумелые игроки в ЧГК. Пошло от одной из игр телевизионной версии (весенняя серия 2007), в которой играли космонавты, и играли, в общем, соответственно.

  • Критерии зачёта — диапазон ответов, могущих считаться верными. Обычно указывается автором вопроса.

  • Крутить (вопрос) — обсуждать. Отсюда недокрут и перекрут.

  • Кубок Ржевского —

  • 1. Вопрос с тематикой «ниже пояса» или с намёком на нецензурную лексику (как правило, любое прямое использование такой лексики запрещено).

  • 2. Турнир на таких вопросах. Различные турниры также носят названия: «чёрная шкатулка», «И-го-го» (Москва, клуб «Неспроста»), «7 футов под килтом» (Пермь).

  • Курить, курим — сознательно ничего не делать в то время, когда задан вопрос, по одной из двух причин: 1) вопрос уже взят, ответ написан и есть небольшое время передохнуть (перекур); 2) вопрос не может быть взят ни одной из команд в брейне, поэтому происходит молчание.

  • Ландскнехт, легионер, варяг — игрок, не имеющий своей команды или играющий за чужую команду в ЧГК или «Брейн-ринг».

  • Ласточки, ласт — ассистенты (обычно добровольцы), собирающие записки с ответами.

  • «Личный опыт автора» — стандартная формулировка, используемая в строке «Источник» для вопросов типа «Однажды автор вопроса…» либо в случае, если источника вопроса найти не удалось.

  • Логическая дуаль — разновидность дуали, при которой данный командой ответ является логичным по сути, но прямо противоречит фактам, данным в вопросе, или в отличие от авторского ответа не может быть подтвержден источником. Как правило логические дуали не засчитываются.

  • Люфт — пространство между верхним положением ненажатой кнопки в «Брейн-ринге» и положением, когда она срабатывает. Отсутствует у сенсорных кнопок.

  • Марафон — турнир по правилам «Что? Где? Когда?», как правило, продолжительностью в сутки и более, с отыгрыванием нескольких сотен вопросов.

  • Матрица, матричная тема — (в «Свояке») ответами на все вопросы такой темы будет служить слово, содержащее в себе буквосочетание указанное в её названии.

  • Метка — часть вопроса, делающая формально неверными ответы, альтернативные авторскому. Как правило, не помогает командам в выборе верного ответа (в отличие от отсечки) и поэтому считается нежелательным приёмом.

  • Многоходовка — вопрос, ответ на который находится в несколько последовательных логических ходов (подвопросов), причём, как правило, для ответа на следующий подвопрос (ход) требуется найти ответ на предыдущий.

  • Мозаика — вопрос, составленный из разнородных не связанных друг с другом фактов, между которыми найдено что-то общее.

  • Наводка — неявная подсказка в вопросе.

  • Накидать (версии) — приём мозгового штурма, заключающийся в генерировании большого количества версий, среди которых может оказаться верная.

  • Не взяли — и не жалко (НВИНЖ) — реакция команды на вопрос, ответ на который можно найти либо случайно, либо благодаря очень редкому ЧЗ (чаще всего — гроб или см. выше).

  • Не выбрать — выбрать из ряда вариантов ответа неправильный, при том, что правильный также прозвучал в обсуждении.

  • Не знаешь, что отвечать, отвечай «Пушкин» — эмпирическое правило, основанное на доведении до абсурда основного принципа написания вопросов ЧГК — «Неизвестное об известном».

  • Неберучка — слишком тяжёлый вопрос, который не «берётся».

  • Недожать, недокрутить — недоработать версию или ответ. Производное: недокрут.

  • Незабудка — член команды, на которого возложена обязанность помнить, что именно спрашивали в вопросе (держать форму).

  • Обжать — опередить в нажатии на кнопку.

  • Обманка — один из наиболее красивых приёмов составления вопросов, заключающийся в преднамеренном выведении команды на неверную версию, в то время как правильная — почти очевидна.

  • Овощ — ОВСЧ (Открытый Всероссийский Синхронный Чемпионат).

  • Один гроб, четыре свечки — пакет со слишком неравномерной сложностью вопросов, «неровный».

  • «Ответ заключён в вопросе» (вопрос про дизельный двигатель) — приём составления вопросов, заключающийся в том, что текст ответа явно или неявно включён в текст вопроса. Этимология второго названия восходит к шуточному вопросу «Кто изобрёл дизель?»

  • Оторвать кнопку — в «Брейн-ринге» нажать на долю секунды раньше противника.

  • Отсечка — информация в вопросе, позволяющая уверенно отказаться от неправильной версии.

  • «Падальщик(и)»! (тж. "Стервятник(и)!) — негативная оценка, даваемая командой (в «Брэйн-Ринге») или игроком (в «Свояке») оппонентам, «подчистившим» неправильную версию.

  • Пакет — набор вопросов для турнира.

  • Палец —

  • (ставить палец) — в «Брэйн-Ринге» поднятый большой палец, сигнализирующий капитану о наличии у игрока ответа (как правило при зачтении вопроса и при стопроцентной уверенности в верности ответа).

  • Лёгкий вопрос, ответ на который известен ещё до того, как закончено чтение самого вопроса. Используются также выражения «два пальца», «три пальца» (до «шести пальцев» в зависимости от того, сколько игроков взяли вопрос до завершения чтения.

  • Перевёртыш — тип интеллектуальной забавы, основанный на замене всех слов в известной фразе на слова с обратным значением или на другие слова из того же логического ряда (например, «Россия» на «США»). Бывают стихотворными.

  • Перекрут — ситуация, когда команда не остановилась на правильном ответе, а стала дальше развивать обсуждение и в результате ответила неправильно («перекрутила»).

  • Перекрученный вопрос — вопрос, состоящий из слишком большого количества ходов (многоходовка), раскрутить которые сложно за минуту, либо вопрос с малоизвестными или сомнительными фактами.

  • Перестрелка — способ определения победителя, если две или более команды набрали поровну очков: этим командам задаются дополнительные вопросы, пока одна из них не выйдет вперед.

  • Период гона («знаток в период гона» [1]) — попытки некоторых игроков всеми правдами и неправдами отспорить очки во время рассмотрения апелляций, когда они «гонят» и отличаются пониженной вменяемостью и критичностью.

  • Пинать вопрос — крутить остальные версии, если есть уже одна правдоподобная.

  • Подвеска —

  • то же, что подвешенное очко;

  • вопрос, после которого создается такая ситуация.

  • Подвешенное очко — ситуация в Брейн-ринге, когда ни одна команда не ответила на вопрос и за ответ на следующий вопрос разыгрывается два очка.

  • Подлянка — информация в вопросе, намеренно направляющая игроков по неверному пути.

  • Положить на стол (версию) — высказать версию во время обсуждения.

  • Потухшая свечка — игранный вопрос, на который не можешь вспомнить ответ.

  • «Пошути, как [имя]» — вопрос, в котором требуется завершить шутку или забавное выражение.

  • Продавливать (версию) — априорно постулировать верность определённой версии (как правило, своей), оказывая психологический прессинг на команду.

  • Пуант —

  • финальная вопросительная фраза, уходящая в сторону от основной темы вопроса;

  • заключительная часть вопроса, в которой, собственно, и выясняется, что хочет спросить автор.

  • Разводящий пакет — пакет, в котором хорошо сбалансированы вопросы разной степени сложности, так что по результатам игры сильные и слабые команды «разводятся» по турнирной таблице и итоговое положение команд в целом соответствует их реальной силе. Обратный пример «неразводящего» пакета — игра в дырки.

  • Раздаточный материал — раздающиеся на столы карточки с иллюстрациями и другими вспомогательными визуальными материалами, необходимыми для взятия вопроса.

  • Разминка — один или несколько вопросов, задаваемых вне зачёта перед началом игры.

  • Раскрутить (вопрос) — взять вопрос при помощи общекомандного обсуждения.

  • Рейтинг (вопроса) — критерий сложности вопроса. Определяется по количеству команд, не ответивших на вопрос. Иногда сумма рейтингов взятых вопросов используется как вторичный показатель при определении победителя в случае равенства очков.

  • Рюх (капитанский) — способность капитана отобрать («прорюхать») верную, но совсем не очевидную версию, при наличии конкурирующих версий.

  • С точностью до наоборот — дать ответ, противоположный верному.

  • Светить вопрос — публиковать его, выкладывать в открытый доступ, так или иначе сделать его известным другим игрокам.

  • Свеча, свечка — «засвеченный», «игранный» вопрос.

  • Свояк — игра по правилам телевизионной «Своей игры».

  • Свояк за десять — то же самое, что «детский вопрос», очень лёгкий вопрос, недостойный истинных знатоков.

  • Свояк за пятьдесят — вопрос на специфическую эрудицию, не берущийся размышлениями на основе общих знаний.

  • Синхрон, Синхронный турнир — игра в спортивном ЧГК, вопросы которой зачитываются одновременно в нескольких городах.

  • «Сколько будет дважды два?» — вопрос, используемый при тестировании кнопки (1) перед началом «Брэйн-Ринга».

  • Слить

  • (ответ) — сделать его известным команде до игры (случайно либо преднамеренно);

  • (бой Брейн-ринга) — проиграть

  • Снять вопрос — аннулировать вопрос (как правило, признанный некорректным).

  • Спалить, засветить вопрос —

  • произнесение ведущим по ошибке правильного ответа раньше срока;

  • публикация вопроса до турнира или до окончания отыгрыша всеми командами.

  • Спасти вопрос, сделать рейтинг вопросу — если какая-то команда не взяла то, что взяли все остальные.

  • Спонсорский вопрос — обычно узкотематичекий вопрос невысокого качества, задаваемый спонсором.

  • Стреляный вопрос — игравшийся вопрос (варианты: отстреляный, перестрелянный — игравшийся очень часто).

  • Суперблиц — (в Теле-ЧГК) — блиц, играемый только одним игроком команды.

  • Телебрейн — телевизионная версия «Брейн-ринга».

  • Телефонка — синхронная игра, проводящяся дистанционно, в режиме реального времени с зачтением вопросов и приёмом ответов по телефону.

  • Террариум — периодически обновляемое собрание анекдотов, баек и литературных пародий, героями которых являются знатоки.

  • ТПД (том прямого доступа) — суперэрудит.

  • Тугрик — условная единица, дающая право на апелляцию вопроса. Количество тугриков в турнире или в сезоне лимитировано.

  • Тупить — с трудом попадать на волну играемого вопроса или вопросного пакета, что приводит к частому неправильному выбору сдаваемого ответа.

  • Угадайка — вопрос с некоторым количеством равновесных возможных ответов, не отсекаемых данными в формулировке. Также «коломна».

  • Уйти в минус, выйти из минуса — иметь в «Своей игре» отрицательное количество очков и заработать после этого положительное.

  • Фактоид — незначительный факт, использованный в вопросе.

  • Фальстарт — в «Брэйн-ринге» и «Своей игре» — нажатие на кнопку до сигнала «Время».

  • Фонтан, фонтанить — в ЧГК громко выкрикивать правильный ответ во время обсуждения так, что он может быть услышан соседями. B Брейне — громко выкрикивать ответ из зала во время игры других команд.

  • Чегекашник, ЧГКашник, Чегекаст, Чтогдекогдаст, Чтогдекогдист — игрок в ЧГК.

  • Чёрный ящик —

  • В телевизионном ЧГК — чёрный ящик, содержащий предмет, являющийся ответом на вопрос. Открывается при объявлении ответа. Служит для повышения зрелищности игры.

  • В спортивном ЧГК — абстрактное понятие, обозначающее чёрный ящик, содержащий предмет, являющийся ответом на вопрос, причём ни ящика, ни предмета игрокам чаще всего не предъявляется. (Иногда в качестве исключения в роли чёрного ящика могут выступать иные ёмкости: обычно карман ведущего). Служит в качестве приёма составления вопроса.

  • ЧЗ, «чистое знание» — такое знание, которое не должно требоваться для взятия вопроса ЧГК (в силу специфики игры).

  • ЧЗВЧГКНЯ — чистое знание, вопросом ЧГК не является. Термин для негативной оценки качества вопросов. Предложен М. Поташевым.

  • «Что у меня в кармашке?» — см. Карманец.

  • «Что курил автор вопроса?» — стандартная реакция на плохой вопрос (чаще всего, страдающий отсутствием логики). Происходит от различных пародий на плохие вопросы, в которых данная фраза используется в качестве пуанта (вроде «Мы не просим вас ответить на вопрос. Просто скажите, что курил автор вопроса?»).

  • Шарманка — вопрос, ответ на который известен уже в середине вопроса, а вопрос все читается и читается.

  • Шесть пальцев за столом (на столе) — то же, что палец 2, но при этом правильный ответ ясен при чтении всем игрокам команды.

  • Шестьдесят первая секунда — о вопросе, правильная версия на который приходит («щелкает») сразу после того, как была сдана неправильная, до оглашения верного ответа ведущим. Отсюда взять на шестьдесят первой секунде.

  • Школа, вопрос на школу — вопрос на самую простую версию, в отсутствии дополнительной информации. К примеру, если спрашивается фамилия поэта, в вопросе на «школу» ответом будет «Пушкин». Также вопрос со скрытой подсказкой в тексте вопроса.

  • Щёлкает (о версии) — интуитивное ощущение правильности версии. Также: щелчок.

  • Элитарка, домик — телевизионная версия ЧГК.


Региональный сленг

Россия

Екатеринбург


  • Всерос — Всероссийский Чемпионат по ЧГК

  • Дурак — вопрос, взятый «от фонаря».

  • Кац (КАЦ) — Каменный Цветок (проходящий в Екатеринбурге ежегодный турнир по ЧГК)

Ижевск

  • Знаточнег — знаток, игрок команды ЧГК.

  • Порванный баян — то же что и "потухшая свечка", то есть "свеченный" вопрос, на который не можешь вспомнить ответ.

  • Суп из болтов и гаек — пакет вопросов, состоящий преимущественно из болтов(вопросов, которые не взял никто) и гаек(вопросов, которые взяли все). Крайне плохой пакет.

  • Тыгын — энергетик, (обычно Adrenalin Rush) принимаемый командой для повышения тонуса.

  • Тыгынрог — любая тара, содержащая "тыгын".

  • ЧИж — чемпионат Ижевска среди школьников.

Москва

  • Африканская свинка — вопрос с очевидной некорректностью.

  • Вышка — высшая лига, чемпионат высшей лиги.

  • Генерал Мажино — вопрос с очень неочевидной некорректностью.

  • И-го-го — турнир «для взрослых» с соответствующими специфическими вопросами. Впервые проведен в 2005 г. к юбилею Анатолия Белкина, термин был придуман самим юбиляром.

  • Камехамеха — вопрос с никому не известным ответом. Происходит от имени первого гавайского короля Камехамехи I

  • Коты-коллеги — вопрос, в котором слово употреблено в неправильном значении.

  • Неспростой вопрос — вопрос, требующий логики и весьма нетривиальных знаний (по названию команды и интеллектуального клуба «Неспроста»). Часто так называют вообще любой вопрос с турниров, проводимых клубом «Неспроста».

Новосибирск

  • Банановый конкурс — то же, что берёзовое сечение. Традиционно в качестве приза выдаётся банан.

  • Закопать — то же, что и «завалить, затоптать, забакланить», выбрать неправильную версию при имевшейся на столе верной.

  • Космонавт — вопрос, на который трудно придумать какую-либо другую версию, кроме правильной.

  • Крылка — 1) устойчивое выражение, цитата, словосочетание, которое известно достаточно широкому кругу людей (часто в диалогах: «А это крылка?»). 2) ответ на бескрылки, то же, что "крыло". 3) Общеизвестный факт. В зависимости от степени известности выражения крылки бывают общими, внутригородскими, внутрикомандными, индивидуальными и т.д.

  • Печка — ОВСЧ, Открытый Всероссийский Синхронный Чемпионат (по аналогии с СВЧ-печью).

Пермь

  • Болт — то же, что гроб.

  • Гайка — лёгкий вопрос, который взяли все команды.

Ростов-на-Дону

  • «Веревка» — сокращение от «Веревка есть вервие простое». Перемудрили.

  • «Да какая разница!» — фактическая ошибка в вопросе не мешает взять его всем командам. Призносится с надрывом, когда команды, практически хором, начинают поправлять ведущего.

  • «Двойная осевая» — вопрос построеный на знании топографических особенностей конкретной местности.

  • «Ляпа» — переходящий приз за лучший неправильный ответ.

  • «Назовите номер машины» — вопрос с пуантом, превращающим его в «гроб». см. «Неспростой Вопрос»

  • «Свальный грех» — редко проводимое мероприятие, когда игроки перемешиваются и играют в новых командах.

  • «Церковь» — пакет вопросов из «гробов» и «свечек». «Как в церкви — кругом одни гробы и свечки!»

  • «Что сказал покойник» — вопрос, в котором требуется точно закончить цитату или афоризм. Ср. «Пошути как [имя]»

  • «Чудо!» — одновременно похвала своей команде за взятый вопрос и намек на излишнюю сложность вопроса.

Самара

  • Томаты — команда, которая допускает много бакланов; команда, которая бакланит регулярно.

Санкт-Петербург

  • Абхазский вопрос — вопрос с пуантом, начинающимся с союза «А». Пример: «Этого русского поэта, друга декабристов, чьи стихи мы изучали в школе, звали Александром Сергеевичем. А как звали его дядю?»

  • Баклажан — игрок, медленно соображающий, не взявший вопрос, который не мог не взять, неоправданно тормозящий, вообще забывший про игру, etc. Происходит от широко известного в узких кругах не вполне цензурного анекдота "мальчик, ты баклажан!" [2]

  • Московский сексуальный вопрос 1 типа — вопрос, в котором требуется вставить пропущенное слово автор термина — Александр Друзь, термин используется мало кем кроме его создателя).

  • Московский сексуальный вопрос 2 типа — вопрос, в котором требуется закончить цитату автор термина — Александр Друзь, термин используется мало кем кроме его создателя).

  • Чёрная шкатулка — то же, что и Кубок Ржевского.

Саратов

  • Автобаклан — обидная ситуация, при которой игрок, придумавший правильную версию, не говорит ее вслух.

  • Альберих — малоупотребительное слово, известное только сверх-эрудитам (Б.Бурде и др.).

  • Балаковский свояк — свояк на вопросах «на грани фола», а то и за гранью.

  • Жеребатор — тот, кто обычно проводит жеребьёвку.

  • Криптонит — вопрос, основанный на малоизвестном факте.

  • Ладушки — «играть в свояк на ладушках» = играть в «Свою игру» без кнопок, на хлопках.

  • Пассивная засветка (пассивный слив) — вариант засветки, при котором светится не сам вопрос или ответ на него, а источник, по которому вопрос был написан.

  • Полкан — очень плохой вопрос.

  • Свечной заводик — вопросная группа, сделавшая пакет, полный свечек, а также продукт их деятельности.

  • Синдром Королёва — о нем вспоминают всегда, когда саратовская команда (или отдельный знаток) занимает шестое место.

  • Собрание сочинений — перечень всех (правильных и неправильных) ответов на все вопросы тура.

  • Чёрная метка — метка, не способная выполнить свое основное предназначение, по причине малоизвестности ставшего меткой факта.

Калининград

  • Грабарь — вопрос про высказывание или аспект биографии «известного» человека, который на самом деле является неизвестным.

  • Калмыцкая загадка — 1) вопрос, ответ на который невозможно взять логическим путём; 2) плохой, некорректный вопрос.

  • Карнеги — игрок в команде, который специализируется на знании афоризмов и изречений известных людей.

  • Макароны и ножницы — глупый вопрос. Термин пошёл из вопроса на одной из игр элитарного клуба «Что? Где? Когда?» про ножницы, которые автор вопроса использовал для обрезки макарон во время еды.

  • Омар Хайам- игрок в команде, который специализируется на знании арабских, турецких и индийских поэтов.

  • Самурай, Ниндзя — игрок в команде, который специализируется на знании о Японии, Китае и Корее.

  • Совок — игрок в команде, который специализируется на знании советского кинематографа и советской мультипликации.

  • Чибики — команды, состоящие из учеников младших классов, которые играют в на чемпионатах вместе со взрослыми командами.

  • Фольк, Батрак, Скоморох — игрок в команде, который специализируется на знании старинных русских обычаев, сказаний, традиций, поверий, пословиц, народного фольклора, примет, ремёсел и промыслов, зодчества, деревенского и крестьянского быта (иногда, и дворянского быта), также культурных традиций и особенностей различных народов и регионов России.

Латвия

  • Варшава — вопрос, на который самый элементарный ответ — правильный, но который большинство команд перекручивают, Валенок.

  • Дэпилчане, Дэп — ЧГКшники из латвийского города Даугавпилс: родоначальники латвийского ЧГК.

  • Шампанское — сдаваемый командой, заведомо неправильный, но смешной ответ. Сдаётся в надежде на получение в конце игры традиционного шампанского в подарок за самый смешной неправильный ответ.

Израиль

  • Снегурочки — то же, что ласточки. Восходит к фразе капитана команды «Незнайка» Игоря Колмакова, сказанной перед игрой Кубка Хайфы 2001 года. Игра проводилась 6 января 2001 года командой «Незнайка». На этой игре ласточки были одеты в карнавальные костюмы снегурочек.

  • Убить тамагочи — просьба к игрокам выключить накануне игры свои сотовые телефоны.

Западная Украина

  • Даун, даун-лига — львовская «претендент-лига» (2-я лига, ныне средняя, первоначально — «низшая»).

  • Жеребиться — проводить жеребьёвку.

  • Измена — то же, что замена, вопрос с заменой слова.

  • Интеллект — львовская «интеллект-лига» (1-я, высшая лига).

  • Кнопкодав — то же, что кнопочник.

  • Мебель — слабый игрок, взятый для количества (для мебели).

  • Мизер — вопрос, ответ на который не дала ни одна команда.

  • Наташа — девушка-ассистент, собирающая ответы команд (употребляется редко).

  • Отстой — львовская «открытая лига» (3-я, самая низкая лига, в которую принимают всех желающих).

  • Перемудрить — то же, что перекрутить, то есть пропустить правильную версию и дать более сложную и неправильную в качестве ответа.

  • Погулянка — Дворец творчества детей и юношества Галичины на Погулянке, в котором проводятся интеллектуальные игры на украинском языке.

  • РКЦ — Русский культурный центр во Львове, в котором проводятся соревнования и тренировки по интеллектуальным играм на русском языке.

  • Тотус — то же, что детcкий вопрос.

Армения

  • Дети [название команды «Х»] — название детской или юношеской команды, тренируемой взрослой командой «Х».

  • Замариновать вопрос — в брейн-ринге перевести вопрос для розыгрыша в следующей игре (как правило в случае дефицита вопросов).

  • Колотый вопрос — засвеченный вопрос.

  • Лабрадори — намеренно громко выкрикиваемый неправильный ответ. Термин родился в команде "ДАФ" во время 2 Чемпионата Закавказья, когда грузинская команда ответила "Лабрадор", подслушав версию у "ДАФ".

  • Мегабайт — пакет вопросов размером в 1 Мб, некогда имевший широкое хождение в армянских клубах и многократно использовавшийся на тренировках. («Вопрос из Мегабайта» — вопрос, засвеченный в незапамятные времена).

  • Мертвый вопрос — вопрос, на который практически невозможно ответить.

Эстония

  • Фанера — вопрос, на который не ответила ни одна команда.

Tags: ЧГК
Subscribe

  • Фотография Меркурия

    Фотография Меркурия, экспедиция "Мессенджер"

  • О лунном грунте

    Реголит - лунный грунт. Одно из самых дорогих по себестоимости веществ на Земле. Некоторые особенности. Биологическая активность: вдыхание реголитной…

  • Звезда. С хвостом. Но не комета.

    Мира. Омикрон Кита. Длина хвоста - около 13 световых лет. Предполагается, что картина такая вышла в результате сочетания двух обстоятельств:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments