Karen Nalbandyan (irukan) wrote,
Karen Nalbandyan
irukan

Categories:

О пассионарности

Когда-то я уже писал об этой теме, сейчас решил вернуться.
Самое слабое место теории Л. Гумилёва - это, бесспорно, вопрос о том, откуда пассионарность берётся. Гумилёв предполагал, что это - воздействие неких космических лучей. Именно за эти "космические лучи" гумилёвскую теорию пинает ком не лень. Но Гумилёв, при всей своей разностороннести, не был биологом.

Лучше всего поискать аналоги в природе.
И самой удачной иллюстрацией явления пассионарности среди животных - является саранча.

Как известно, она существует в двух формах - одиночной (кузнечик) и стайной (собственно саранча). Они отличаются и внешне, и поведением - стайная форма способна к самоорганизации в стаи, в ней включается инстинкт миграции.

Вылупившаяся из яйца личинка может развиться в одну из двух форм - в зависимости от того, какая из генетических программ будет запущена.
Что, в свою очередь, зависит от того, сколько особей своего вида она видит за время развития. Делали даже эксперимент - выращивали единственную личинку в клетке с зеркальными стёклами, где она наблюдала кучу своих отражений. В результате личинка развивалась в стайную форму.
А сколько особей своего вида личинка видит за время развития - зависит от плотности населения. Критической плотностью является та, которую не сможет прокормить ландшафт. Меньше критической массы - вырастет в одиночную форму. Больше - и изменяется решительно всё - облик, поведение. И прёт стая - согласованно, бесстрашно. Многие погибнут, но оставшиеся найдут новый ландшафт, а из яиц отложенных ими вновь выведутся одиночные формы. (Подробнее о саранче - здесь )
Обычно такое возникает после жаркого влажного лета.
Конечно, с человеком всё обстоит сложнее - но не требуется привлекать при этом всякие сомнительные сущности, типа космических излучений.

Любопытно, что тот же пассионарный толчок, который привёл к нашествию Чингиз-Хана, начался именно с длительного периода увлажнения Степи.

Вот как это было:

Под воздействием громадного климатического маятника, который определяет изменения в атмосфере Земли, сухие периоды на западе Евразийского континента соответствуют периодам увлажнения восточных областей. То, что было благом для Европы и Руси — сухой теплый климат, продержавшийся до начала XIП века, было благом и для монголов: дожди кормили степь. Правда, благо это было относительно — всеобщего блага не бывает. Степь наступала на русские леса, и к русским городам приближались кочевья половцев: иссушение степей на юге, у Каспийского моря, заставляло степняков искать новые пастбища севернее.
Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а следовательно можно было прокормить больше едоков. Больше рождалось детей и больше вырастало. Население степи сильно увеличилось. Произошел своего рода демографический взрыв, а приложить руки избыточного населения было не к чему — кочевое хозяйство в этом отношении очень ограниченно. Да и степь, хоть и широка, не беспредельна. И как только климат стал постепенно изменяться, дождей стало меньше, трава — реже, оказалось, что в степи множество лишних людей.
Эти лишние люди были всегда — в каждом роду появлялись отщепенцы, бунтари, которые по той или иной причине переставали подчиняться строгим и незыблемым древним законам. Такие люди отделялись от кочевья, ставили свои курени, становились как бы хуторянами. Но, отказавшись от контроля родовой верхушки, эти люди лишались и защиты рода — жизнь их была полна опасностей. Некоторые уходили в леса Северной Монголии, занимались там охотой и рыбной ловлей, а то и разбоем. Часть их пыталась вести свое хозяйство, другие сбивались и ватаги — так легче было прожить и найти добычу. Их было немало в обильной степи, но, когда климат начал ухудшаться, жизнь усложнилась в первую очередь именно для этих изгоев.

И. В. Можейко, "1185 год"


Или вот ещё :

Итак, на Севере стало тепло и, как писано в одном хорошем романе о викингах, “наступили времена изобилия и достатка, когда собирался такой прекрасный урожай ржи, а улов сельди был настолько велик, что большинство людей легко могли прокормить себя [что в Средневековье случалось нечасто – К.Е.]”. Итог этого “изобилия и достатка” – норманская экспансия в Европе: “датская дань” в Англии, варяжские дружины при всех состоятельных государях, колонизация Исландии и Гренландии, плавания в Америку. То же самое – на Юге, где стало влажно, пустыня обратилась в степь, и такое же “изобилие и достаток” посетило кочевые скотоводческие народы Центральной Азии; итог – “Монгольское нашествие” от Китая до Адриатики. На это же время приходится и расцвет городских цивилизаций в африканских саваннах – Канем, Гао, Гана, Мали, Ифе...

К.Ю. Еськов, "ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ И ЖИЗНИ НА НЕЙ"


Не знаю, что является таким триггером у человека. Но то, что в жизни и поведении человека инстинкты играют роль - факт.

Может, тот же территориальный инстинкт - хорошо виден в транспорте, когда народ рассаживается только по пустым местам.

Или голод - голодный человек становится злым и раздражительным, поведение направлено на поиск пищи.

Или сексуальная неудовлетворённость - когда восприятие становится настолько романтичным, что оказавшаяся рядом Баба-Яга начинает казаться Василисой Прекрасной, а человек оказывается сильно подвержен любой романтической теории (например, что на небе шахида будут ждать 70 девственниц). Между прочим, эта версия лично мне нравится тем, что позволяет приткнуть теорию Фрейда.

А в общем, скорее всего, триггер - какое-то состояние одной неудовлетворённости, сигнализирующее о недостатке ресурса, либо всё в комплексе.

Неслучайно, состояние обскурации начинается с того, что:

А вот в инерционное, тихое время начинают возникать теории о том, что всякому человеку надо дать возможность жить, человека нельзя оставить, человеку надо помочь, надо его накормить, напоить, ну, а если он не умеет работать, что же - надо научить, а если он не хочет учиться, - ну что ж, значит плохо учим. Словом, самое главное - человек, все для человека. Поэтому в "мягкое" время цивилизации при общем материальном изобилии для всякого есть лишний кусок хлеба и женщина.

Л.Гумилёв "Конец и вновь начало"


Ничего не напоминает?
Tags: Мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments