?

Log in

No account? Create an account
Спор Руматы и Будаха - Записки из Ирукана

Karen Nalbandyan
Дата: 2006-12-04 08:45
Тема: Спор Руматы и Будаха
Доступ: Public
Метка:Книги
Перечитывал диспут Руматы и Будаха. Вроде бы, побеждает в нём Румата.
Но.
Обратите внимание, игра идёт на заведомо неравных условиях. За Руматой - опыт лишних семи веков человечества и ещё тридцати лет Института Экспериментальной Истории плюс анализы экспертов (например, о реморализации), помноженные на базисную теорию и культуру Земли, которые для Будаха вообще - Терра Инкогнита. Да и спор этот сам по себе на Земле отыгрывался уже неоднократно, на Арканаре - в этот вечер впервые.

А что у Будаха? В пассиве - огромное количество суеверий и заблуждений. В активе - то, что он - один из лучших умов планеты, а Румата - всего лишь обычный землянин.

Любопытно, что доводы Руматы при их кажущейся парадоксальности - либо заурядные, либо чужие. С Будахом с точностью до наоборот - многие его доводы кажутся нам банальными - но штука в том, что для Арканара они - вполне новые и свежие, Будах вынужден импровизировать на лету.

Вообще, положение Будаха можно сравнить с положением чемпиона мира по шахматам, вынужденного играть с посредственным противником, у которого - 16 ферзей. Нужно очень хорошо уметь играть, чтобы свести игру к ничье, как это сделал Будах.

А теперь второй вопрос: ЗАЧЕМ вообще был начат этот спор? То есть начался он, как лёгкая пищеварительная беседа, но довольно быстро противники вошли в клинч. Почему загорелся Будах - понятно - хорошая возможность хорошего диспута куда интереснее хорошего ужина. Во всяком случае, выпадает куда реже.
А вот что разобрало Румату? Ведь видно, что Румата спорит всерьёз, имея очевидное намерение опустить уважаемого доктора.
Благородный дон просто выпендривается - перед присутствующей тут же Кирой.

Потому как Кира видела и Румату, и Будаха - непосредственно после близкого знакомства со "специалистами" дона Рэбы, и Будах выглядел не в пример как достойнее.

Потому как ещё запрошлым вечером Кира видела Румату в облике совсем уж непрезентабельном - и своеручно отпаивала рассолом.

Ну и наконец, поскольку Румата чувствует себя отвратительно. Есть довольно любопытная параллель:

Будах составляет яд для короля - но спасает детей. Причём детей, совершенно ему незнакомых.

Румата - чисто для пользы Эксперимента идёт во дворец, в результате чего погибает доверившийся ему мальчик Уно.
Помните, как он обещал Рэбе:
"За каждую подлость по отношению ко мне или к моим друзьям вы ответите головой".
Мальчик Уно был его другом, но во имя того же Эксперимента, Румата отказался от мести.


Кира знает и о детях, и об Уно, и именно поэтому Антону очень важно самоутвердиться над Будахом.

Диспут кончается в пользу Руматы.

Но это только слова. Всего спустя несколько часов один из собеседников сорвётся, не сумев спасти самого близкого человека на этой планете и навсегда исчезнет из истории Арканара.

А второй пойдёт дальше - работать, лечить, спасать, просвещать - приближая тем самым арканарский "Век Полдня"

Ниже приводится сам диалог - нетто, только доводы сторон.



БУДАХ: Сущность человека в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся. Ни лошадь, ни собака, ни мышь не обладают таким свойством. Вероятно, бог, создавая человека, догадывался, на какие муки его обрекает, и дал ему огромный запас сил и терпения. Затруднительно сказать, хорошо это или плохо. Не будь у человека такого терпения и выносливости, все добрые люди давно бы уже погибли, и на свете остались бы злые и бездушные. С другой стороны привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и даже превосходят их в беззащитности. И каждый новый день порождает новый ужас зла и насилия...

РУМАТА: Вероятно, вы правы, почтенный Будах. - Но возьмите меня. Вот я - простой благородный дон , я безмерно люблю ученых людей, это дворянство духа. И мне невдомек, почему вы, хранители и единственные обладатели высокого знания, так безнадежно пассивны? Почему вы безропотно даете себя презирать, бросать в тюрьмы, сжигать на кострах?
Почему вы отрываете смысл своей жизни - добывание знаний - от практических потребностей жизни борьбы против зла?

БУДАХ: Вы задаете странные вопросы, дон Румата, - сказал он. - Забавно, что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал... Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а все зло от знания.
Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро. Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата? . - Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям
и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.

РУМАТА: Мир все время меняется, доктор Будах. - Мы знаем время, когда королей не было...

БУДАХ: Мир не может меняться вечно - ибо ничто не вечно, даже перемены... Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система!
Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.

РУМАТА: Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? - После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы...

БУДАХ: Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим... Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.

РУМАТА: А что, если бы можно было изменить высшие предначертания?

БУДАХ: На это способны только высшие силы...

РУМАТА: Но все-таки, представьте себе, что вы бог...

БУДАХ: Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!

РУМАТА: Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?

БУДАХ: У вас богатое воображение. - Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами...

РУМАТА: Вы мне льстите... Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..

БУДАХ: Что ж, извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".

РУМАТА: И это все?

БУДАХ: Вам кажется, что этого мало?

РУМАТА: Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".

БУДАХ: Я бы попросил бога оградить слабых, "Вразуми жестоких правителей", сказал бы я.

РУМАТА: Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

БУДАХ: Накажи жестоких, чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.

РУМАТА: Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

БУДАХ: Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

РУМАТА: И это не пойдет людям на пользу, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

БУДАХ: Не давай им всего сразу! - Давай понемногу, постепенно!

РУМАТА: Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.

БУДАХ: Да, я вижу, это не так просто, - Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!

РУМАТА: Я мог бы сделать и это, - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

БУДАХ: Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

РУМАТА: Сердце мое полно жалости, - Я не могу этого сделать.

Комментировать | Комментариев - 20 | | Ссылка






Аоно
Юзер: aono
Дата: 2006-12-04 12:59
Тема: А по-моему, это вообще не спор.
Это все злобное ИМХО, но:
Как кровавому ГБнисту (ТМ) мне эта картина выглядит очень похожей на банальную вербовку.
Что, кстати, как мне думается, прекрасно понимает Будах.
Будах слышит эти вопросы не впервые. "Странно, что одинаково - вплоть до формулировок - думают весьма разные люди, дон Румата и дон Гуго... Это ж-ж-ж неспроста. Чего-то им всем от меня надо. СВЯТОЙ МИКА, КАК ОНИ МЕНЯ ДОСТАЛИ! Нет, доспочтимый Румата, я всем доволен. Система неизменна. С людьми ничего поделать нельзя - если сидеть и ничего не делать, кроме как вытаскивать из Башни людей типа меня. И сейчас, дорогой, ты мне это скажешь САМ."
И Румата сказал.
Это был провал, провал самой идеи прогрессорства. Именно тут, а не когда Румата пошел убивать Рэбу.
Он разуверился. Он разуверился в позиции пассивного наблюдателя - и именно из-за этого диалога.
В "споре" совершенно четко выиграл Будах. Потому что противник признал все его аргументы. Слишком уж разные весовые категории - гений, врач, философ, и оперативник спецслужбы, причем далеко не из лучших...
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



Karen Nalbandyan
Юзер: irukan
Дата: 2006-12-04 13:30
Тема: Re: А по-моему, это вообще не спор.
Bravo!
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Аоно
Юзер: aono
Дата: 2006-12-05 03:01
Тема: Re: А по-моему, это вообще не спор.
Ну так ведь посмотрите, с какой скоростью инициативу в разговоре перехватил Будах.
Да, по-моему, у Будаха одним из движков разговора является обида. Вот на эту фразу:
"Вероятно, вы правы, почтенный Будах. - Но возьмите меня. Вот я - простой благородный дон , я безмерно люблю ученых людей, это дворянство духа. И мне невдомек, почему вы, хранители и единственные обладатели высокого знания, так безнадежно пассивны? Почему вы безропотно даете себя презирать, бросать в тюрьмы, сжигать на кострах?
Почему вы отрываете смысл своей жизни - добывание знаний - от практических потребностей жизни борьбы против зла?"
После этого вопросы начинает задавать Будах.
"А вот это ты можешь? А это? А это? А это? Тогда не смей осуждать меня за то, что и я не могу..."
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Кирилл
Юзер: golub
Дата: 2006-12-05 15:19
Тема: (без темы)
Сильно.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Юзер: (Анонимно)
Дата: 2010-08-09 07:39
Тема: Re: А по-моему, это вообще не спор.
отличная тема, сам десятки раз перечитывал это место. Моё мнение, это не спор, а диалог, именно диалог читателя сами с собой. Диалог дающий понять во-первых, что нету добра и зла, что это субъективные и приметивные понятия, для навешивание ярлыков на то или инное событие, человека.
во-вторых, что прошли века, а люди так и не меняются, коммунизм ли, социализм ли, капитализм ли и т.п. Что нужно взорвать планету, возможно только так можно изменить события среди людей и далее подчёркивает, что не изменить нас ни чем и ни как, БУДАХ: Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой. Но видимо ему интересно чем всё это -жизнь на земле- закончится.
Что касается вербовки и знания Будаха обо всём думаю здесь есть ответ - БУДАХ: Да, я вижу, это не так просто, - Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Отличная тема, очень было интересно ознакомиться с разными взглядами на это шедевр Братьев Стругацких. С удовольствием подискутирую на данную тему, может и найдём истину вместе.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Перейти
Мой журнал
Ссылки
Метки