Home
Записки из Ирукана - О Вано Сирадегяне, или Как писатель государством управлял

Karen Nalbandyan
Дата: 2005-07-31 18:40
Тема: О Вано Сирадегяне, или Как писатель государством управлял
Доступ: Public
Метка:Армянская история

http://images.google.com/images?q=tbn:BW4d_B8VG7oJ:http://armenianhouse.org/siradeghyan/vano-siradeghyan.jpg1994-ый. Третий год армянской независимости.
Страна в кольце блокады. Зима - полгода. Света нет сутками. На границах - бои.
Вырубленные парки, тёмные заснеженные улицы, по которым бродят стаи одичавших псов, с фенотипом от поколения к поколению всё более волчьим. Дома - украшены кляксами копоти из печных труб. Хлеб по карточкам - полфунта на рыло. Очереди за керосином. Небо, расчерченное линиями "левой" проводки.
И беспредел уголовный. Люди на улицу и днём-то без опаски не совались, а ночью город так просто вымирал. Грабёж, убийства, трупы, всплывающие в водохранилище. Открыто делили сферы влияния воры в законе.

Так что сообщение о назначении министром внутренних дел известного детского писателя Вано Сирадегяна вызвало на промороженных кухнях лишь невесёлый смех. Курьёз, типа.
Смех сменился лёгким удивлением, когда детский писатель сообщил стране, что "Здесь есть один вор - я". А потом стали погибать авторитеты преступного мира. Их взрывали, расстреливали прямо в "Мерседесах". Иногда они просто исчезали.

Помню, как прикатили к больнице машину, разукрашенную в решето, со следами мозгов на лобовом стекле. Неизвестные личности расстреляли известного вора в законе вместе со всей семьёй.

Постепенно народ переставал бояться ночных улиц - всё ещё тёмных, но уже безопасных.

В 1995-го, после подавления народного выступления, писатель благоразумно подал в отставку, заняв место очень своевременно усопшего мэра Еревана (Мне посчастливилось увидеть эпитафию на могиле того: "Революцию задумывают гении, делают фанатики, пользуются сволочи". Покойный, очевидно, относил себя к первой категории, хотя успел попользоваться плодами Бархатной революции в полной мере).

И тут начинается вторая часть истории. Писатель, министр, мэр - в первую очередь он был ереванцем. И он любил этот город.
В 1994-ом я записывал: "Вано решил сделать невозможное - вернуть тот город, которого нет. Проблема в том, что другими стали мы". И на самом деле ещё осенью 1994-го в возрождение верилось плохо. Разруха казалась незыблемой и вечной. Сам Вано - Дон Кихотом. Коим не был ни разу.
Потому как город стал оживать. Вновь вернулись на постаменты пущенные на металлолом скульптуры - некоторые нашли, другие отлили заново - по макетам. (Так мы увидели в руках "Музы" лиру, отломанную ещё до моего рождения) .

Была ещё у города такая легенда, что давным-давно, во времена чуть ли не сталинские, плавали в Лебединном озере белые лебеди.
Романтично, но неправдоподобно. Писатель решил сделать легенду реальностью. В озере появились лебеди, а на бережку менты - в том же количестве.
Злые языки утверждали, что в случае утери вверенной птицы, менту предоставлялась полная возможность покрякать самому.

Наследие тёмных лет - уродливые чугунные намордники сменились зеркальными витринами, на улицах появились изящные фонари (содержание их возлагалось на владельцев ближайших магазинов).

И уже летом 1995-го мы как встарь стали собираться в сквере у Оперы, садились с гитарой на траве...

Были конечно и маразмы. Сама по себе идея порадовать выпускников на последний звонок, разбрасывая с вертолёта цветы, была очень даже недурна. Но зачем было использовать розы? И выкидывать их снопами штук по 20?

А в апреле 1998-го участились несчастные случаи в правительстве. Президент Тер-Петросян сотоварищи уловил намёк и гордо убыл в отставку. Он собирался убыть и из страны, но этого ему не дали. Так и поселился затворником на "Чёрной даче" (Особняк тёмного туфа над ущельем, где по легенде же Лаврентий Палыч своеручно застрелил тогдашнего Первого Секретаря Армении).

Новый Президент скинул военную форму и положил на конституцию и Библию. Руку положил, в смысле. И обещал чего-то гарантировать, а чего-то защищать.

Детский писатель оказался врагом прогрессивного человечества, каковое в лице родичей безвинно убиенных авторитетов, потребовало самого сурового наказания. Он ещё похаживал на суд, от души развлекаясь. А когда стало не смешно - просто вышел на минутку и бесследно растворился в пространстве. Преемника ему назначать не стали, подчинив МВД гэбэшному министру.

Комментировать | Комментариев - 34 | B избранное | рассказать другу | ссылка



Дмитрий Песков
Юзер: [info]sartac
Дата: 2005-07-31 15:54 none (UTC)
Тема: (без темы)

Красивая история. Убили? Сбежал?

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



Karen Nalbandyan
Юзер: [info]irukan
Дата: 2005-07-31 16:15 none (UTC)
Тема: (без темы)

Скорее всего сбежал

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-01 04:08 none (UTC)
Тема: (без темы)

и до сих пор в бегах

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Shubert
Юзер: [info]_shubert_
Дата: 2005-07-31 15:56 none (UTC)
Тема: (без темы)

Жизнь... Печально...:(

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



_warbear_
Юзер: [info]_warbear_
Дата: 2005-07-31 16:31 none (UTC)
Тема: (без темы)

Сказка:)

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



Karen Nalbandyan
Юзер: [info]irukan
Дата: 2005-07-31 16:33 none (UTC)
Тема: (без темы)

Было. Всё было.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



_warbear_
Юзер: [info]_warbear_
Дата: 2005-07-31 16:40 none (UTC)
Тема: (без темы)

Всё равно сказка. Детям на ночь рассказывать:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Юзер: [info]borodkin
Дата: 2005-07-31 19:29 none (UTC)
Тема: (без темы)

Очень интересно, Карен, спасибо.

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



Давид С.
Юзер: [info]david_sand
Дата: 2005-07-31 20:27 none (UTC)
Тема: (без темы)

Очень интересная интерпретация. В принципе, Вано был порождением своей эпохи - романтичный циник и демократичный тиран. :)

В общем-то все так как и было. Фраза "своевременно усоп" видимо означает - его "усопли" ... как и многих активных политиков тех лет.

Единственное, что не совсем верно, так это то, что Вано был ереванцем. Может по духу он и был им, но родился в Ноемберянском районе, в деревне, название которой не помню.

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-01 04:10 none (UTC)
Тема: (без темы)

я сама никогда Вано как истинного ереванца не воспринимала и деяния его особо не жаловала... но сейчас, когда видишь, что с городом сделали и продолжают делать эти вредители последних лет, честное слово, хочется расстрелять всех от имени прапрадеда, некогда депутата городской думы.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Давид С.
Юзер: [info]david_sand
Дата: 2005-08-01 05:23 none (UTC)
Тема: (без темы)

Знаешь, я стал толерантно относиться ко всему этому, за исключением актов откровенного варварства, как то уничтожение парков и деревьев, зданий, представляющих историческую ценность, захват общественной земли под застройку. А сама вычурная архитектура меня не очень раздражает. Раздражает истребление ресурсов, идиотское планирование (точнее его полное отсутствие), которое в результате приведет к бытовым проблемам. А та, пусть строят чего хотят.

А Вано, интересный типаж - олицетворение эпохи примитивизма. Многие считают, что декриминализация Еревана заслугой Вано. Но, никто не говорит о том, что блаодаря ему в систему МВД попали откровенные уголовники. Никто не говорит о том, что уличная преступность компенсировалась ментовским беспределом (вспомните 6-ой отдел с его налетами и грабежами в аэропорту). Вано резко уктупнил преступность, организовал ее и превратил в доходнейший бизнес. Ну, зачем было уркам шарить по пустым карманам прохожих, если можно было вполне открыто оббирать в аэропорту бизнесменов, платя дань единственному и неповторимому вору в законе.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-01 05:35 none (UTC)
Тема: (без темы)

Так и я о том же. Пусть строят что хотят - согласна до определенной степени. Но блин, я никак не могу понять, зачем надо было вырубать пол-Монумента ради стротельства гостиницы, пусть высочайшего класса, когда ветшают Двин, Ширак и Эребуни. Вчера когда я услышала, что мэр решил предпринять мЭры по борьбе с громкой музыкой воткрытых кафе, я просто взбесилась. Потому что надо было изначально бороться с кафе, а не с музыкой. А когда людей выселяют из их домов - плохих ли, хороших ли в центре и дают им за это абсолютные гроши? Вредители, и все... Беспредельщики и вредители.

А что на дорогах творится? Пару дней назад же мальчишку задавили, вся вина которого была в том, что он пытался обойти маршуртки, остановившиеся на зебре!

Просто на самом деле корни этого беспредела - в беспределе том, образца 94, к которому Вано приложил свою писательскую руку...

Вобщем, если честно, у меня в Ереване сегодня одна надежда, и называется эта надежда одноглазый Кафесчян:) Жду его музея как глоток свежего воздуха:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Давид С.
Юзер: [info]david_sand
Дата: 2005-08-01 05:44 none (UTC)
Тема: (без темы)

Да, все это было заложено еще Левоном и Ко, а эти всего лишь пожинаю плоды беспредела своих предшественников. Ну, что же, значит таков наш исторический путь. Будем стойкими до полного ... конца.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-01 05:53 none (UTC)
Тема: (без темы)

А в учебниках истории о нас напишут - выстояв сквозь вековое отсустсвие государственности, получив ее, армянский народ самоуничтожился:) полные оптимизма мысли с утра пораньше в первый день отпуска, вы не находите, мэтр?:))))))))))))

Пы.Сы. Если вдруг тебя интересует, что я делаю за компом в первый день отпуска, отвечаю - доделываю остатки всяких дел, чтоб уехать наконец:))

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Давид С.
Юзер: [info]david_sand
Дата: 2005-08-01 05:58 none (UTC)
Тема: (без темы)

Они захлебнулись нахлынувшей на них свободой :)))
Ну, почему, если ко всему подходить с юмором, то уже не важно какой там настрой, оптимистичный или нет.

PS Не спрашиваю, поскольку я и во время отпуска работаю, но как бы расслабленно :))

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 08:25 none (UTC)
Тема: (без темы)

Я вышел в другую комнату. Там сидел Танненбаум и, держа в руках лист
бумаги, читал вслух. Я увидел также Грефенгейма и Равика. И как раз в эту
минуту вошел Кан.
- Кровавый список! - объявил Танненбаум.
- Что это такое?
- Я составил список тех людей в Германии, которых надо расстрелять, -
сказал Танненбаум, перекладывая к себе на тарелку кусок яблочного пирога.
Кан пробежал глазами список.
- Прекрасно! - сказал он.
- Разумеется, он будет еще расширен, - заверил его Танменбаум.
- Вдвойне прекрасно! - сказал Кан.
- Кто же его будет расширять?
- Каждый может добавить свои кандидатуры.
- А кто приведет приговор в исполнение?
- Комитет. Надо его образовать. Это очень просто.
- Вы согласны стать во главе комитета?
Танненбаум глотнул.
- Я предоставлю себя в ваше распоряжение.
- Можно поступить еще проще, - сказал Кан. - Давайте заключим
нижеследующий пакт: вы расстреляете первого в этом списке, а я всех
остальных. Согласны?
Танненбаум снова глотнул. Грефенгейм и Равик посмотрели на него.
- При этом я имею в виду, - продолжал Кан резко, - что вы расстреляете
первого в этом списке собственноручно. И не будете прятаться за спину
комитета. Согласны?
Танненбаум не отвечал.
- Ваше счастье, что вы молчите, - бросил Кан, - если бы вы ответили:
"Согласен", я влепил бы вам пощечину. Вы не представляете себе, как я
ненавижу эту кровожадную салонную болтовню. Занимайтесь лучше своим делом -
играйте в кино.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-02 09:49 none (UTC)
Тема: (без темы)

Так не участвуйте в салонной болтовне:) вас же не неволят?:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 10:01 none (UTC)
Тема: (без темы)

Դուք բաց թողեցիք "կռովոժադնույու" խոսքը:

Բայց դա մի կողմ:
Գնդակահարեք առաջինին` եւ ես անձամբ կգնդակահարեմ այդ վրեդիտելների ցուցակի մնացածներին:

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-02 10:17 none (UTC)
Тема: (без темы)

1. Պետք չԷ այդքան նյարդայնանալ։)ու բոլոր հռետորական հնարքները այդքան լուրջ ընդունել։ Ինտերնետ մտնելիս, պետք է գիտակցել, որ այստեղ մարդիկ հենց խոսելու համար են հավաքվում։)երբեմն ՝ իրար հետ խոսելու։
2. ինչ վերաբերում է իմ ըղձական եղանակով փոխաբերությունները ի կատար ածելուն - իսկ դուք միշտ եք ակնկալում, որ կինը պետք է ձեզ օրինակ ծառայի՞ ։))))))))))))

Գիտեք, անձամբ ես խոսակցությունը համարում եմ ավարտված, եթե ցանկություն ունեք տառակերությունը շարունակելու, խնդրեմ, շարունակեք իմ բացակայությամբ։

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Юзер: (Анонимно)
Дата: 2005-08-02 19:26 none (UTC)
Тема: (без темы)

1. Իսկ Ձեզ թվում է ես ինչ եմ անում?
2. Ինձ թվում է... Ոչ ես նույնիսկ վստահ եմ. գնդակահարուտյունից խոսացող կինը չի կարող օրինակ ծառայել ընդհանրապես:

Ինչ վերաբերվում ա խոսակցուտյանը` ապա ես էլ այս ամենից մեծ հաճույք ստացա:

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 19:27 none (UTC)
Тема: (без темы)

1. Իսկ Ձեզ թվում է ես ինչ եմ անում?
2. Ինձ թվում է... Ոչ ես նույնիսկ վստահ եմ. գնդակահարուտյունից խոսացող կինը չի կարող օրինակ ծառայել ընդհանրապես:

Ինչ վերաբերվում ա խոսակցուտյանը` ապա ես էլ այս ամենից մեծ հաճույք ստացա:

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 08:27 none (UTC)
Тема: (без темы)

Օգոստոս, Դուք կյանքում հացի դանակից բացի ինչ որ զենք ձեոքում պահել եք?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



august
Юзер: [info]ogostos
Дата: 2005-08-02 09:47 none (UTC)
Тема: (без темы)

Իսկ ինչու պետք է պահած լինեի, բարի եղեք բացատրել։ Ասացի - կսպանեի, դրա համար՞։ Հավանաբար, դուք փոխաբերություն չեք սիրում ։)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 09:56 none (UTC)
Тема: (без темы)

Գնդակահարելուց էիք խոսում:
Ասի տենամ, կարող ա իսկապես գնդակահարող հանդիպեցի?

Բայց հետո մեջս կասկած մտավ, եւ հենց այդ պատճառով էլ Ռեմարկից մեջբեռւմ արեցի.....

Խեղճ Տաննենբաւմնել էր Ձեզ նման գնդակահարող:
Ավելի ճիշտ, ոչ թե գնդակահարող, այլ փոխաբերությւնների սիրահար:




Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Karen Nalbandyan
Юзер: [info]irukan
Дата: 2005-08-01 06:06 none (UTC)
Тема: (без темы)

Насчёт истребления парков - согласен на все 100.
А вот насчёт укрупнения преступности...
Скажу так: за те 8 лет я в тот же аэропорт не совался ни разу, так что ставят ли там бизнесменов в позу уточки или нет - мне было глубоко параллельно.
А вот что по улицам можно было ходить спокойно, а вчерашние гопники чинно засели за прилавками - было очень даже приятно.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Юзер: (Анонимно)
Дата: 2005-08-01 06:15 none (UTC)
Тема: (без темы)

Речь не о бизнесменах - в аэропорту оббирали всех отъезжающих. Ну, да ладно, не в этом дело.

Что же до улиц, то надо заметить, что гопников всесгда в Ереване мало было. Конечно же, справедливости ради, должен согласиться, что определеный вклад Вано в установление определенного порядка (но не законности) внес. Ну и еще надо сделать поправку на то, что гопники пересели не за прилавки а в чиновничьи кресла и полицейские машны. "Гвардия" Вано состояла как раз и уркаганов.

Просто, у меня много знакомых в этой системе, которые рассказывали, как Вано увольнял старые милицейские кадры и сажал на их место своих родственников, друзей и всякй сброд, который чем-то угодил в свое время писателю-министру.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Давид С.
Юзер: [info]david_sand
Дата: 2005-08-01 06:21 none (UTC)
Тема: (без темы)

В аэропорту оббирали всех отежающих - бизнесмены, как раз, меньше всего испытывали неудобства в общении с "полицией".

В Ереване на улицах всегда мало гопников было, хотя, справесливости ради, надо сказать, что Вано внес определенный вклад в установление порядка (но не законности и не правопорядка). Насчет гопников - согласен с той оговоркой, что пересели они не за прилавки магазинов, а в полицейские машины. За прилавками оказались все те же торговые люди, что и раньше. А гопник, он по сути не может ни торговать, ни работать - только отбирать. Вот они и отбирали, но уже вооруженные удостоверением МВД и табельным оружием вместо самопальных "дур".

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



Юзер: [info]amatuni
Дата: 2005-08-01 07:46 none (UTC)
Тема: Вор и преступник должен сидеть

Вах аман, аж прослезился. :) Карен, вот только не надо преподносить преступника как мученника. Грязь, которая выплыла на поверхность, появилась во многом благодаря именно Вано; грязь которая наблюдалась и продолжает наблюдаться абсолютно во всем. Ну и его конечно же его "HHSH-им дем хах чка”, гы, аж АОД-ом запахло. А еще министрам, которые экономили на гостиницах, чтобы иметь возможноть покупать сигареты Marlboro. И т.д., и т.п.

Да кстати, один только Ереван – это что, вся Армения?

Ты пишешь о человеке, который дабы не слышать криков очередной жены, убегал на балкон квартиры в "Бангладеше", сидел и пил мацун из бутылки и думал совсем как персонаж из известной книги - о "дне, когда он найдет потерянный кошелек"; человеке, который став "demq", велел понатыкать несколько фонарных столбов, наверное жутко возгордился самим собой; человек, который убирал авторитетов и воров вовсе не из-за своих тревог “о спокойном будущем ереванцев”, и в конце концов, о человеке, который со своими дружками по локоть в крови. В крови не только ереванцев кстати.

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



cartesius
Юзер: [info]cartesius
Дата: 2005-08-01 08:35 none (UTC)
Тема: (без темы)

Эх, Карен, любишь ты романтизировать крестных отцов мафии. Согласен, лучше иметь в стране одного крупного мафиоза, худо бедно поддерживающего порядок чем беспредел с дюжиной авторитетов, но из-за этого выставлять Ваника в качестве героя... Порядок он в Ереване навел, согласен, но ведь ментовская обираловка и коррупция в свою очередь загнали экономику Армении в тупик, никто ничего не хочет инвестировать, зная, что все равно менты сьэдят. Да и мужик ведь, согласись, элементарный убийца, у него руки по локоть в крови.

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



Avigdor
Юзер: [info]avigdor
Дата: 2005-08-01 10:17 none (UTC)
Тема: (без темы)

Тяжело это читать - я люблю Ереван.... Но если не писать то и не очистится ни город ни страна.

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 08:31 none (UTC)
Тема: (без темы)

Ձեզ թվում է գրելով մի բան կփոխվի?
Ոչ:
Վանոն այս պարզ միտքը հասկացավ Ձեզանից շուտ:
Ավաղ /կամ փառք Աստծո/ Դուք աըդ միտքը մինչ այժմ չեք ջոգել:
;)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | ссылка



uzogh
Юзер: [info]uzogh
Дата: 2005-08-02 08:12 none (UTC)
Тема: Էս սրան որդուց հիշաք?

Վանոն ուր, հիմիկվա կյանքը ուր?

Կարեն ջան, գրելուց գոնե մի քիչ ձեւ տուր, որ Հայրենիքիդ կյանքին ծանոթ էս:
Դիակներին գիտես խի ձեռք չեն տալիս? Վատ հոտա գալու!

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



alvard
Юзер: [info]alvard
Дата: 2005-08-02 15:49 none (UTC)
Тема: Я помню чудное мгновение....

Реальность 90-х годов просто ужасающая...плюс закономерная!Между прочим, те же стадии развития проходят все страны СНГ (кстати еще можно расшифровать как-Страны Нацистской Германии)....Просто в Армении это все происходило более остро, тем более что мы все это прочувствовали на себе! Кстати, Вано действительно был порядной сволочью- одно то, что в воспоминаниях о его деяниях одним из его коллег ( тоже писателя с последующим ментовским крещением) было упоминание об откровенных играх на поражение мишени, где мишенями были приговоренные к уничтожению неугодные действующей власти люди!
Одним словом, Сталинское время просто отдыхает по сравнению с нашим временем!Но все имеет свой конец и своё начало- так и время Вано закончилось так же быстро , а главное внезапно, как и внезапно началось....Но я никогда не забуду того взгляда с которым Вано окидывал окрестности Площади Республики в 1995 г., стоя там, где когда-то стоял памятник Ленина (я случайно оказалась всего в нескольких шагах от него- так как его машина резко пристроилась к обочине и он вышел из неё)! Он окидывал местность взглядом хозяина,и тогда я еще почему-то подумала про себя, что ничто и никто не вечен под луной- УЖ ПОРА БЫ ВСЕМ ВРЕМЕННЫМ ПРАВИТЕЛЯМ ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ!!!!! Но по всей видимости какая-то пелена находит на их разум когда они стоят на вершине...
В общем слава Богу, что это время кануло в лету, но не дай Бог повторитьсся чему-то более худшему...Аминь!

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



aserg_vitaeviv
Юзер: [info]aserg_vitaeviv
Дата: 2007-03-27 12:17 none (UTC)
Тема: (без темы)

написано блестяще:)
Здесь: VitaeViv

Ответить | Ветвь дискуссии | ссылка



Перейти
Мой журнал
Ссылки
Метки